ДОШКОЛЬНИК
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,
ВЫДАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Общие сведения:
— фамилия, имя, отчество ребенка;
— дата рождения ребенка;
— адрес регистрации по месту жительства (населенный пункт, улица, дом,
квартира, пр.)
— сведения о родителях (законных представителях);
— с кем проживает ребенок;
История обучения ребенка до обращения на ПМПК:
— обучался ли где-либо до поступления в эту образовательную организацию;
— причины перевода из другой образовательной организации (в случаях,
— если ребенок поступил на обучение из другой образовательной организации).
Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка:
— программа обучения (обязательно) общеобразовательная основная/адаптированная;
— возраст поступления в образовательную организацию,
сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации;
— особенности адаптации ребенка к данной образовательной организации;
— отношение к детской продуктивной, игровой, познавательной деятельности,
— отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее,
— сформированность коммуникативных, навыков самообслуживания, игровых и др. навыков;
— принимает ли участие в организуемых занятиях, в т.ч. дополнительных; в чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий: проявляет заинтересованность, стремление выполнить задания;
в игровой деятельности — наличие стремления включиться в игру, использование предметов-заместителей; характер действий с игрушками: стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с правилами, предлагает сам игру и стремится быть понятым сверстниками и т.п.),
— развитие моторики (общая моторная неловкость, двигательная расторможенность, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют)
— развитие речи (речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли);
Ниже предлагаются образцы формулировок, которые могут использоваться
школьными педагогами при составлении психолого-педагогической характеристики
младшего школьника.
ФЭМП.
умет пересчитывать предметы (в пределах…), знает цифры. Как быстро их усвоил.
Может ли сравнить количества (больше, меньше, столько же). Понимает ли слова, обозначающие пространственные направления и отношения (верх, низ, право, лево, над, под, меньше). Научился ли ориентироваться в пространстве? Понимает ли смысл арифметических действий (сложения, вычитания).
Другие предметы
(обязательно указать, справляется ли ребенок с заданиями по рисованию, труду; охарактеризовать уровень моторного развития на занятиях физкультуры).
В чем вероятная причина недостатков в обучении:
— нет понимания материала,
— понимание есть, но резко нарушено внимание,
— понимание есть только при индивидуальной работе, самостоятельно работать не может,
— понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует.
Характеристика обучаемости:
Должно быть указание на то, какие виды помощи использует воспитатель:
объяснение, подсказку, прямой показ того, как надо делать.
Насколько эффективна помощь:
недостаточная (эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата), низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает).
Конкретизировать информацию о соблюдении учебной дисциплины можно с помощью выбора подходящих из следующих формулировок:
Нарушений учебной дисциплины практически нет.
Нарушений учебной дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие.
Нарушает учебную дисциплину преимущественно из-за непонимания учебных норм
(например, может встать, уходить с занятия и т.п.).
Не может правильно вести себя на занятиях, мешает другим детям ненамеренно, поскольку очень активен.
Специально мешает другим детям.
Охарактеризовать интересы, увлечения.
Для ребенка любого возраста в характеристику включаются сведения о его работоспособности (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству и т.п.) и особых трудностях (дисфункциях), наблюдаемых в учебном процессе (отвлекаемость, утомляемость, невозможность сосредоточиться, недостаток ориентировки на листе бумаги, неразличение правой и левой сторон и т.п.);
В завершение характеристики оценивается:
— уровень общего развития (степень отставания от большинства детей в группе),
— общая осведомленность ребенка о себе (оценивается в соотнесении с календарным возрастом);
— взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети;
— какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и пр.);
— особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания),
— отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.).
В Характеристике отражаются возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической работе, а также обобщенные выводы педагога и его пожелания по организации дальнейшего обучения ребенка.
В обязательной порядке указывается цель составления документа, дату его оформления, характеристика заверяется подписью руководителя образовательной организации
(уполномоченного лица) и печатью учреждения