Наши Контакты

614036, г.Пермь, ул.Нефтяников, 50

+7(342) 226-79-00

Речевое развитие ребенка дошкольного возраста

Для всех родителей речевое развитие детей вызывает живейший интерес. Какое слово будет первым? Почему ребенок выговаривает не все звуки? Что делать, если ребенок плохо говорит?  Чтобы ответить на эти вопросы сначала надо разобраться, как происходит речевое развитие ребенка в норме на разных возрастных этапах.

Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. За всё дошкольное детство детская речь претерпевает множество изменений, формируются и развиваются все стороны речи – фонетическая, грамматическая, лексическая.

Закладывая прочную основу для развития речи в самом детстве, мы готовим ребёнка к систематическому изучению родного языка. Дошкольный возраст — это период интенсивного роста и развития ребёнка.

К концу 1 месяца жизни малыш начинает проявлять первые реакции на обращение к нему, которые представляют собой определенные движения (замирание, слежение глазами) и интонированный крик. На основании этих двигательных и голосовых реакций вы можете с полной уверенностью утверждать, что малышу нравится, а что вызывает у него дискомфорт.

В 2 – 3 месяца ребенок начинает активно гулить. Гуление – это не речь, а вокализации, которые представляют собой негромкие и протяжные звуки или слоги, типа «а-а-а-а», «а-гу» и т.д.

4-го – 6-го месяцев жизни у ребенка появляется лепет. Лепет является предшественником возникновения первых слов и представляет собой  слоговые цепочки из  одинаковых («ба-ба-ба») или разных («ма-ба») слогов.

С 7 месяцев жизни у ребенка отмечается многообразие лепетных слов, представляющих собой слова из двух или трех открытых слогов (ляля, папа, баба) и звукоподражания (би-би, пи-пи).

В 1 год жизни малыш хорошо понимает обращенные к нему отдельные слова, простые инструкции. А самое главное – у него появляются первые самостоятельные слова, типа «деда», «бах» и т.д.

В период от одного года до трех лет стремительно увеличивается словарный запас. Это связано с переходом от эмоционально-действенного общения со взрослым к предметной деятельности. Ребенок с интересом повторяет слова, при этом переставляет в них звуки местами, заменяет их или вообще опускает.

До 1 года 3 месяцев жизни малыш использует лишь отдельные слова для выражения своих потребностей и впечатлений. Основное место среди этих слов все еще занимают лепетные слова и звукоподражания, например, «ди», «бух», «ня», «ав-ав» и т. д. Для того, чтобы смысл высказывания был понятным взрослым, малыш чаще всего использует жесты и изменяет интонацию.

К 1 году 6 месяцам у ребенка появляются слова, обозначающие действия, типа «дай», «пить», «на» и т.д. Словарь полуторагодовалого ребенка должен составлять не менее 20 – 30 слов.

С 1 года 9 месяцев в речи малыша появляются простые фразы. Малыш объединяет слова, не изменяя их, а лишь связывая интонацией, например, «Ляля бах», «Мама, ди», и т.д. Словарь ребенка в этом возрасте составляет не менее 50 – 70 слов.

К 2 годам жизни ребенок использует в речи отдельные слова в единственном и во множественном числе. Словарный запас уже должен состоять из не менее 200 слов и представлен как существительными и глаголами, так и прилагательными и местоимениями (я, ты, мне). К концу второго года ребенок правильно произносит следующие звуки: к, г, х, п, т, д, н, б, м, ф, в.

С 2 лет 6 месяцев ребенок начинает активно учится изменять слова по падежам, временам и лицам. Данный возрастной период характеризуется словотворчеством. Ребенок придумывает новые слова, но при этом обязательно учитывает правила и законы своего родного языка.

В 3 года ребенок правильно употребляет формы падежа, лица, времени, числа, воспринимает словосочетания и фразы как целое. Чисто произносит звуки с, з и ц. Его словарный запас составляет приблизительно 1200 – 1300 слов, который наполнен словами с перестановками слогов, например, калбуки, мотолок и т.д.

В 4 года в речи могут встречаться достаточно сложные предложения, представляющие собой не просто набор существительных, глаголов и прилагательных, но и некоторых наречий, предлогов и союзов. К концу четвертого года жизни активный словарь должен составлять не менее 1800 – 2000 слов. В этот возрастной период ребенок правильно произносит звуки ш, ж, ч, щ.

В 5 лет малыш использует практически все части родного языка, выстраивает распространенные и согласованные предложения. Словарный запас достигает 2500 – 3000 слов. Ребенок правильно выговаривает почти все звуки, могут быть не доконца освоены  звуки л и р. Активно употребляет обобщающие слова, типа «овощи», «мебель» и т.д. Различает слова, отличающиеся одним звуком, например, палка – балка, дом – том. Составляет рассказ по картинке или серии картинок.

В 6 лет ребенок активно использует все части речи, применяет устойчивые слова и выражения, например, на скорую руку и т.д. Активный словарь составляет не менее 3500 слов. Без помощи взрослого ребенок может составить развернутый рассказ по картинке или пересказ сказки. Подбирает синонимы и антонимы, знает многозначные слова. Различает гласные и согласные, мягкие и твердые согласные, сонорные, свистящие и шипящие звуки. Чисто произносит все звуки речи.

ЧТО ДОЛЖНО БЕСПОКОИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОЗРАСТЕ РЕБЁНКА ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ:

  • Чрезмерно        беспокойное        поведение,        неусидчивость, импульсивность, драчливость;
  • Неспособность сосредоточиться на одном задании даже очень короткое время;
  • Раздражительность, плаксивость;
  • Чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;
  • Тики (подёргивания век, мышц лица, шеи и т.д.)
  • Сниженная   острота  зрения   (близорукость,   дальнозоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;
  • Нарушения со стороны органов уха, горла, носа: хронический тонзиллит,   значительное   увеличение   миндалин,   аденоиды, снижение остроты слуха,
  • Задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам или в более позднем возрасте);